Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 15 Ияра: главы 77-78

Статья:  Обувь – еврейские запреты наших бабушек 

 Обувь – еврейские запреты наших бабушек     

Об особом отношении к обуви пишут многие еврейские источники. Талмуд утверждает: «Человек должен продать крышу своего дома, чтобы купить себе обувь».

Рабби Акива учил своего сына Йешуа никогда не ходить босиком. Каббалисты описывают наше тело, как «ботинок для души». Точно так же, как ботинок защищает ногу от грязи, наша душа нуждается в защите на протяжении ее земной жизни.

В Торе несколько раз упоминаются наалаим – сандалии с деревянной или кожаной подошвой, которые завязывались вокруг икры шнурками, веревками или ремешками. В «Песне Песней» сказано: «Как прекрасны ноги твои в сандалиях…».

Ходить босиком считалось неприличным, но в определенные моменты было запрещено носить обувь. Так при входе в Иерусалимский Храм, во избежание внесения нечистоты, всем следовало разуться – священники вели службу босиком. Во времена Талмуда, следовало разуваться при вступлении на Храмовую гору. Босиком или в особой обуви ходили те, на кого был наложен херем – отлучение. Ученому, знатоку Талмуда воспрещалось ходить в заплатанной обуви.

Среди хасидов поныне существует традиция снимать обувь, приходя на могилу цадиков. Эта традиция объясняется словами из книги “Шмот”, которые  услышал Моше, когда Вс-вышний явился ему из горящего куста: «Сними свою обувь, ибо земля, на которой ты стоишь, свята».

Кожаная обувь в еврейской традиции считается знаком достатка, телесного комфорта, чувственного наслаждения, поэтому в день траура по разрушенному Иерусалимскому Храму 9 ава, а также в Судный день Йом-Киппур носить кожаную обувь запрещается. Кроме того, обувь из натуральной кожи не надевают в дни траура и поста потому, что она напоминает о невольном грехе человечества – убийстве и причинении страданий животным.

Халица

Из всех еврейских традиций, связанных с обувью, самая необычная называется “халица”.
В книге «Дварим» говорится, что если женатый человек умирает бездетным, имея неженатого брата, брат должен жениться на овдовевшей невестке, чтобы “восстановить” имя покойного. Упоминание этого обычая мы встречаем в «Мегилат Рут». Наоми говорит своей невестке Рут, что одна должна пойти ночью в амбар, лечь рядом с Боазом и снять его обувь.
Однако брат умершего может отпустить невестку, чтобы она вышла замуж за кого-то другого.
Эта церемония, которая считалась весьма унизительной для мужчины и называется “халица”.
Вдова и брат умершего приходили в еврейский суд Бейт Дин. Брат умершего надевал на правую ногу так называемый халица-ботинок. Это специальная обувь, сделанная из кожи кошерного животного, состоящая из двух частей, соединенных кожаным шнурком. Мужчина выставлял вперед ногу в зашнурованном ботинке. Вдова объявляла, что брат ее умершего мужа отказывается на ней жениться, и он это подтверждает. После этого вдова нагибалась, правой рукой развязывала шнурки ботинка, снимаела его с ноги мужчины и отбрасывала через плечо, затем плевала на пол и произносила на иврите: «Так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему, и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого». Слова «дом разутого» все присутствующие повторяли трижды. После этого судьи  произносили формулу, освобождающую брата умершего от обязанности жениться на вдове.

Так самая обычная вещь – обувь – связана в еврейской традиции со святостью и с набожностью, с выражением скорби и с осуждением.

Не спят в обуви

В Талмуде (Йома 78 б) написано, что тот, кто спит в обуви, пробует, таким образом, вкус смерти. Поэтому запрещено спать в обуви. Некоторые говорят, что это также приводит к забывчивости. Однако здесь речь идёт только об обуви, а не о носках. Запрет этот относится и к мужчинам, и к женщинам.

Не чистят обувь перед дорогой

Рабби Йеуда Хасид советовал не чистить обувь в день, когда  собираетесь отправляться в путь. Великий Баал Шем Тов заметил, что трудно поверить, что смертный оказался способен постичь подобное (потому что знал, что этому совету есть кабаллистическое объяснение).                                                                  

На босу ногу

Священники служили в Храме босыми – в противном случае их служба не засчитывалась. Когда коэнам было холодно, они ходили прогреться в специальную комнату, где был костер. (Тамид 1:1, см. также Раши, Шаббат 19б)

Важно правильно обуваться                                                        

Талмуд, в трактате Шабат (61а) и Шулхан Арух (Орах Хаим 2, 4) говорит: «Пусть обует сначала правый ботинок, но не зашнуровывает, а затем пусть обует левый и зашнурует его и после этого зашнурует правый».

Мишна Брура объясняет, почему это следует делать именно в таком порядке: правый ботинок обувают прежде, т.к. везде в Торе видно, что правая сторона более значима, чем левая. А почему зашнуровывают сначала левый? Потому что, когда речь идёт о завязывании, Тора отдаёт предпочтение левой стороне: ведь тфиллин накладывают именно на левую руку.

(по материалам Марины Аграновской, Рава Реувена Куклина, Рава Шауль-Айзек Андрущак)

Было ли это полезно?

Внимание! Некоторые статьи на нашем сайте содержат святые имена Всевышнего. При печати этих статей их нельзя выбрасывать или уничтожать. Мы просим вас обращаться с ними бережно и аккуратно.

Поделитесь если вам понравилось
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype

Свежие записи

Рубрики

Популярные

Популярны статьи за все время

Горячие статьи

Лучшие статьи за 30 дней

В тренде

Наиболее посещаемые за 24 часа

Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications