Косточка Луз и Мелаве Малка
Наши мудрецы, благословенной памяти, учат, что в организме человека существует косточка, которая не разрушается и не поддается тлену.
Учит Зоар а-Кадош: «после того, как человек будет поглащен прахом, и подойдет время оживления мёртвых, предопределено Святым, Благословен Он, что вокруг той кости, которая останется, образуется нечто вроде теста, или молочного сыра, текучее, как молоко, – жидкость, очищенная прозрачной чистотой той кости. Тогда растворится та кость, смешавшись с этим подобием молока, а потом Он сгустит его и придаст ему образ, словно застывающему сыру. И затем там возникнут кожа и мясо, кости и жилы, как сказано: Разве не как молоко Ты прольшешь меня, и словно сыр сгустишь меня?» (Зоар 221Б-222А)
Та самая кость по Зоар а-Кадош – есть косточка луз.
Говорят мудрецы в Берешит Раба: «Адрианос, пропади он пропадом, спросил у Рабби Йеошуа бен Ханании, говоря: Из чего намерен Святой, Благословен Он, произрастить человека в грядущем? Сказал ему: из косточки луз, которая в позвоночнике.
Сказал ему: с чего ты взял?
Сказал ему: вели принести – и я докажу тебе.
Размалывали ее жерновами – не изломалась. Сжигали в огне – не сгорала. Мочили в воде – не размокала. Положили ее на накавальню – и ударяли молотом – разлетелась наковальня и треснул молот, а она не повредилась вовсе». (Берешит Раба 28:3)
Нет абсолютно точного знания о ее точном местонахождении – находится ли она вверху позвоночника, в основании черепа (там, где узел головных тфилин) или в его основании (на месте копчика).
Из нее «вырастет» и будет восстановлено тело при возвращении умерших к жизни – «тхият а-метим», которое наступит в грядущем мире, после прихода Машиаха. Она называется «косточка луз», либо «луз позвоночника».
Гематрия выражения «эцем а-луз» (косточка луз) = 248, количеству органов в теле человека, согласно определению мудрецов, каждый из которых соответствует одной из 248 повелительных заповедей в Торе.
Получается, что одна эта вечная косточка, как бы включает в себя все органы и части тела.
Эта вечная косточка есть что-то, подобное описанию молекулы ДНК, генетического кода человека, содержащего всю информацию о его биологической сущности.
Интересно, что само слово «эцем» (кость) на языке Торы имеет значение, как «кость», так и «суть», «самость».
Из этой одной молекулы, которая представляет собой сущность организма, при оживлении из мертвых весь человек вернется к жизни.
Главным местом нахождения ДНК в теле является костный мозг, соответствующий сфире Хохма, о которой сказано: «умрут, но не в мудрости (Хохма)». (Йов, 4:21)
Даже при физической смерти, эта косточка луз не только не умирает, но напротив, – она призвана обеспечить восстановление заново всего организма.
Гематрия еще одного ее названия – «луз щель шидра» (луз позвоночника) = 882, удвоенному значению числового значения слова «эмет» (истина) = 441.
Само понятие вечности и истины указывает на скрытый, тайный смысл Б-жественного Имени «Эhйе ашер эhйе» (Я, Сущий, который пребывает вечно), упомянутого в Торе.
В учении Кабалы и учении Хасидизма слово «истина» указывает на вечную жизнь, поскольку по-настоящему истинные вещи не имеют ни перерыва, ни окончания (то, что имеет перерыв или конец – спустя и спустя долгое время – называется «казав» (ложь).
О праотце Якове, которого Тора называет «иш hа-эмет» – (человеком истины), сказано в Талмуде: «Яаков праотец наш не умер». (Миха 7:2)
Удвоенное числовое значение слова «эмет» (истина) указывает на восстание из праха и вечную жизнь в двух планах в одно и то же время – в материальном плане и в духовном.
Это соответствует мнению Рамбана, что во время оживления из мертвых, не только душа, но и материальное тело, будут жить вечно.
Сгулот:
1. Сгула на исходе Шабата, принято коснуться косточки луз пальцами, смоченными в вине от авдалы.
Мудрецы учат, что «косточка луз», посредством которой произойдет оживление из мертвых, – питается только от 4-ой трапезы – Мелаве Малка. Ну а так как, Мелаве Малка – это трапеза, подразумевающая проводы Царицы Субботы, то если никого не встречали и не потчевали, то, понятно, что и провожать некого. А именно от этой трапезы зависит потенциал «косточки луз» и поэтому ей придают такое важное значение.
(«Ор Исраэль» 3, 103; «Тело, разум и душа» Рав Ицхак Гинзбург)