Зоар на Теилим: Богач – Бедняк

 

Теилим 51:19

 — «Зивхэй Элойhим руах нишбара лев нишбар вэ-нидкэ Элойhим ло тивзэ» — (Сердце сокрушенное и смиренное, и смиренный и кроткий дух). 

Спросил Раби Элазар у Раби Шимона – своего отца:

«Вот мы учили, что за 3 греха приходит голод в мир.

И это все такие грехи, которые обыкновенны у богатых, так как закоснели их сердца и несвойственны бедным.

В чем тогда смысл наказания этого, если Святой, благословен Он, губит бедняков и сохраняет жизнь богатым, которые вновь будут грешить перед Ним?»

Сказал ему:

«Прекрасный вопрос ты задал. И так ответили на него Собратья и сказали:

— «Когда хочет Святой, благословен Он, взыскать с грешников и истребить их из вселенной, посылает им Он благополучие и дает им достаток во всем».

(Сказано в Кидушин (39Б) по этому поводу:

«Тому, у кого заслуг больше, чем грехов, посылают ему несчастья, и становится он подобен человеку, который целиком сжег Тору и не оставил от нее даже буквы.

Тому, у кого грехов больше, чем заслуг, посылают благополучие, и становится он подобен человеку, который исполнил всю Тору целиком и не утратил ни одной буквы.

Объясняют комментаторы: несчастья – чтобы милость ему была оказана в грядущем мире; благополучие — чтобы выплатить ему награду в этом мире».)

Но приди и взгляни.

Нет среди сынов земли более приближенных к высшему Царю, чем те сосуды, которыми служат ему.

И кто они?

— «Сердце сокрушенное и смиренное, и смиренный и кроткий дух…» Теилим 51:19 —  вот они, сосуды Царя.

И когда случается беда в мире и голод и наказание обрушиваются на бедных, тогда плачут они и жалуются Царю, а Святой, благословен Он, всех им ближе.

Об этом сказано:

— «Ибо не пренебрег и не погнушался нуждой бедного». (Теилим 22:25)

И тогда Святой, благословен Он, вспоминает то, что привело голод в мир.

Горе тем грешникам, которые вызвали это!

Когда голос бедных призывает Царя взглянуть на мир (Милостивый, сохрани нас от них и от их скорбей), — тогда написано:

«Услышать услышу вопль его». (Шмот 22:22)

— «Услышать услышу» — дважды: один раз — чтобы внять их голосу, второй — чтобы взыскать с тех, кто послужил тому причиной.

Об этом сказано:

«И услышу, обо милостив Я, И разгорится гнев Мой…». (Шмот 22:23,26)

И поэтому в то время, когда бывает голод во вселенной, горе грешным богачам от стенания бедняков перед Святым, благословен Он.

Приди, взгляни.

Жертва бедняка — самая легкая из всех, потому что сердце его сокрушается.

И хотя посещают его греховные мысли, но не задерживаются в нем, ибо достаточно ему забот о себе и о чадах дома своего: «Избавит бедного в беде его» — даст воздаяние ему за его беду — спасет в день суда от преисподней. (Йевамот 102Б)

И поэтому каждое приношение любого из них одинаково значительно для священника.

 (Зоар 3, 8Б-9А, пер. Кравцова, Jewishbook)