Браха «Меняющий творения»

Сказал Раби Йеошуа бен Леви, увидевший человека с пятнистой кожей: «Благословен Меняющий творения!»

בָּרוּךְ אַתָּה ה’ אֱלהֵינוּ מֶלֶךְ הָעולָם משנה הבריות

«Барух Ата Ад-най Элоhейну Мелех а-Олам, мешанэ а-брийот» — (Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, Меняющий творения!)

 Отвечают на это, цитируя барайту: «тот, кто увидел негра (куши), или краснокожего (гихор), или альбиноса (лавкан), или очень высокого сутулого человека (кипеах), или карлика (нанас), или человека с искривленным ртом (дарникос) – должен произнести браху: «Благословен Меняющий творения!»

Учили следующую барайту нашу учителя:

«тот, кто увидел обезьяну, слона и сыча произносит:

«Благословен Меняющий Творения!»

Раби Элиягу а-Коэн а-Итамари из Измира в своей книге «Шевет Мусар» (47) говорит, что человек, посмотрев на обезьяну, должен почувствовать желание к покаянию. Ведь это животное было человеком, но Ашем изменил его, превратив в животное, так внешне похожее на человека. Что мы видим в обезьяне — она копирует поведение человека. Почему? Потому что она стремится вернуться в своё первоначальное состояние, о котором у неё сохранилась память.  

Не Создающий ничего напрасно

 Сказал Рав Йеrуда со слов Рава: среди всего, что создано Святым, благословен Он, нет ни одной твари, которая была бы создана понапрасну:

— Он создал слизняка для [излечивания] раны,

создал мyху для [лечения от укуса] осы,

комара для [лечения от укуса] змеи,

змею — для [врачевания] чесотки,

паука — для [лечения от укуса] скорпиона.

И как это помогает? Нужно взять одну черную и одну белую [тварь], сварить их и намазывать.

Учили [в барайте] наши мудрецы: всего есть пять Страхов сильного перед слабым: страх льва перед мафгиа (зорилла),

страх слона перед комаром,

страх скорпиона перед пауком,

страх орла перед ласточкой,

страх кита перед колюшкой.

Рабби Зейра встретил как-то Рава Йегуду, стоявшего у входа в дом своего тестя, заметил, что тот в веселом расположении духа, [и понял]: спрашивай его, о чем хочешь, — ответит [на любой вопрос]. Спросил его:

— Почему первыми в стаде идут козы, а за ними овцы?

Ответил тот ему:

— Согласно порядку Творения: сначала тьма, а потом свет.

— Почему у [овец это место] покрыто [курдюком], а у [коз] открыто?

— У тех, чьей [шерстью] мы [люди] покрываемся, покрыто, а у тех, чьей шерстью мы не покрываемся, — открыто.

— Почему у верблюда короткий хвост?

— Потому что он ест колючки.

Почему у быка длинный хвост?

— Потому что он обитает в тростниковых зарослях и должен отгонять назойливых мух.

— Почему усики кузнечика мягкие?

— Потому что он обитает в травах, и если бы усики были твердыми, они бы сломались, и кузнечик ослеп бы. Ведь говорил Шмуэль: «Тот, кто хочет ослепить кузнечика, пусть оторвет его усики».

— Почему нижнее веко курицы покрывает верхнее?

— Потому, что обитают они на жердях, и поднимающийся из дома дым мог бы ослепить их, [если бы нижнее веко не покрывало верхнее].

(«Эйн Яаков» Раби Яаков ибн Хабиб, том 1, гл.9; том 2 гл.8)