Ахнасат орхим – огонь или увеличенная Парнаса

 

Впервые эту заповедь — заповедь гостеприимства — выполнил первый еврей – Авраам Авину. Более того, он настолько рьянно ее выполнял, что даже прервал разговор со Вс-вышним, увидев проходящих мимо его шатра людей. Отсюда учат мудрецы, что заповедь Ахнасат Орхим важнее, чем разговор с Творцом.

Важность заповеди гостеприимства видна из слов мудрецов: 

«Если бы человек знал, какая награда ждет его в грядущем мире, он бы денно и нощно стоял на перекрестке, зазывая к себе в дом всех, кто идет по дороге».

Говорят мудрецы, что из 613 заповедей, только за 6 человек получает награду и в Олам азе (этом мире), и в Олам аба (будущем), и одна из них – это Ахнасат Орхим (заповедь гостеприимства).

Раби Йосеф Дов Соловейчик (зехуто яген алейну), которого приняли на постоянном дворе не очень радушно, оттого что не знали, кто их посетил, сказал однажды: «Наши мудрецы учат законы гостеприимства у Авраама, принимавшего трех гостей, а не у его племянника Лота. Почему? Ведь, кажется, Лот проявил большее мужество: ему угрожали жители Сдома, но он не выдал гостей на растерзание толпы, в то время, как Аврааму никто не угрожал. Дело в том, что Лот знал, что его посетили ангелы. А перед ангелами трудно не проявить максимальное старание. Авраам же думал, что перед ним простые арабы. И все же побежал отдать распоряжения, чтобы приготовили самое лучшее… Никакой доблести нет в том, чтобы отдать свою комнату человеку, к которому относишься с повышенным почетом. Но заповедь говорит нам: прими простого человека, как самого дорогого из гостей. Прими, как принимают ангелов».

Причина пожара

Однажды к Гаону из Вильно (зехуто яген алейну) пришел с жалобой богатый человек, известный всем своим гостеприимством: «Я много лет принимал гостей в своём доме, — сказал он, — кормил и поил их, подобно Аврааму-авину, но случился пожар и мой дом сгорел. Почему же эта заповедь не защитила меня?»

Раби ответил ему так:

«Тора рассказывает нам, что Авраhам «ната эшель» (אש׳׳ל), посадил дерево.

«Эшель» (дерево) – рашей тэвот (аббревиатура) трёх слов: ахила «א»штия «ש» и левайа «ל».

Ахила — еда, штия — напитки, левайа — проводы.

Авраhам не только кормил и поил своих гостей, но беспокоился о них и провожал их в дорогу. А ты, как видно, не провожал их и потерял последнюю букву «ל» — ламед.

Что осталось от этого? Алеф «א» и шин «ש». Алеф и шин — это «אש», огонь, который спалил твой дом».

Говорят мудрецы, проводы гостя – очень важный элемент гостеприимства. По закону нужно провести гостя минимум на расстояние 4 шагов от дома. Написано «все пути в дороге полны опасности». Если не проводить гостя – это лишит его защиты. Важно и кто провожает, ведь провожающий отдают как-бы часть своей души гостю. Сказали наши мудрецы, что Яаков провожал Йосефа до долины, и они занимались законами об обезглавленной телице; оттуда он его послал. Это и спасло Йосефа от смерти.

Принимать гостей нужно радушно – Ашему важно, чтобы мы выполняли мицву сердцем. Зоар говорит: «Вс-вышний хочет сердца» — «Рахмана либа баи».

Заповедь без сердца – как тело без души, безжизненная.

Нужно кормить гостей с радостью.

Царь Шлолмо говорит, что нельзя есть в доме того, у кого злой глаз.

Учат кабалисты, что даже птицы чувствуют жадность человека — если жадный человек будет кормить птиц – они не приблизятся.

Сгулот Ахнасат Орхим

— Сгула на рождение детей – пример из Торы — Авраам и Сара;

— Сгула на рождение сыновей – пример из Торы — Итро, у которого было 7 дочек, в тот же день, как он принял Моше – жена его забеременила сыном, учат Хазаль. Также Лаван, имевший только дочерей – за гостеприимство по отношении к Яакову в первые дни – он удостоился иметь сыновей. И это не евреи, что же ждет евреев.

— Сгула на хорошее жилье — когда дом работает для мицвот – в нём принимаются гости и Вс-вышний соглашается дать лучшее жильё.

— Сгула принимать гостей в Хагим (праздники). Те, кто принимают гостей в праздники – они удостаиваются того, что Ашем посещает этот дом. Из всех праздников – выделяется Суккот и мы видим это на примере Ушпизин (Небесных гостей), посещающих Сукку.

Но Ушпизин не приходят в Сукку, если не приглашаются гости земные. Если нет возможности принять гостей — нужно давать цдаку на еду нуждающимся.

Как удвоить Парнасу

Мы знаем, что в Рош Ашана Вс-вышний отмеряет Парнасу на весь год. 

Говорят Мекубалим, что есть сгула, связанная с заповедью Ахнасат Орхим в Рош Ашана.

Если пригласить домой нуждающихся, накормить, напоить и все это в радости и изобилии – тогда «кофлим ле парнасато» (умножают его Парнасу).

(Рав Исроэль Якобов, Рав А. Давидов «Буквы нашей жизни»)

P.S. Из личного наблюдения — когда вы приглашаете людей, читающих после трапезы «Биркат а-Мазон», то ими читается и вставка «гость читает» и там слова благословения хозяевам дома, что даёт дополнительную браху:

Гость читает

Милосердный, Он благословит стол этот, за которым мы ели, и расположит здесь все яства мира, и да будет он подобен столу Авраама, праотца нашего: всякий голодный от него насытится, всякий жаждущий от него напьется. И да не будет у него недостатка ни в каком благе вечно и во веки веков.

Милосердный, Он благословит хозяина дома этого и хозяина трапезы этой – его и детей его, и жену его. Детьми – чтобы жили, и имуществом – чтобы умножилось.

Благослови, Г-сподь мощь его, и деяния рук его да будут угодны Тебе. И чтобы все приобретения его (и наши) были успешными и расположенными близко к городу. И да не постигнет его (и нас) никакой грех и помысел греховный, да радуется и ликует он все дни свои, в богатстве и почете, отныне и вовеки, и да не будет он пристыжен в этом мире и не будет смущен в Мире Грядущем, амэн, да будет воля Твоя.