24 Хешвана – Йорцайт Рабби Авраам Азулай
Рабби Авраам бар Мордехай Азулай родился в тот же год, когда умер Рабби Моше Кордоверо.
Рабби Авраам Азулай, знаток систем Каббалы Ари и Кордоверо, написал необыкновенную книгу под заглавием «Хесед ле-Авраам».
Он один из немногих каббалистов, которые записывали учения, ранее передававшиеся устно. На пути из Марокко в Израиль корабль Рабби Авраама Азулая утонул из-за сильного шторма. Большинство его священных рукописей в то время были на корабле и не сохранились. Рабби Азулай был очень благодарен Господу за то, что он не был тогда на корабле. С тех пор, его подпись была в форме корабля.
Он написал комментарий на Зоар hа-Кадош под названием «Ор hа-Хама» (Свет Солнца). В своей книге «Ор hа-Левана» (Свет Луны) он написал исправления (агахот) текста Зоар. Одна из его книг «Ор hа-Гнуз» – комментарий на глубокие отрывки из Зоар – была утеряна.
В «Кнаф Ренаним» он резюмирует каванот молитв согласно Ари.
В «Маасе Хошев» он резюмирует каванот мицвот по Ари.
Он также написал комментарий на Танах: «Баале Брит Авраам».
Его книги «Перуш Яакар Аль Шиша Сидрей Мишна» и «Перуш Якар Аль hа-Левуш» – являются комментариями на Мишну и Алаху.
Одним из главных достижений Рабби Азулая было выкапывание рукописей Рабби Хаима Виталя из его могилы в Дамаске (Сирия). Вместе с другим каббалистом того времени, Рабби Яаковом Цемахом, рабби Авраам Азулай практиковали йихудим и Шеалот Халом (вопрошение во сне) пока не получили разрешение Рабби Хаима Виталя раскопать его могилу.
Правнуком Рабби Авраама был великий Рабейну Хида – Рабби Йосеф Хаим Давид Азулай.
Меч Султана и пещера Махпела
Однажды Султан Османской империи отправился в пещеру Махпела в Хевроне. Украшенный традиционными царскими облачениями, золотой меч султана, весь в бриллиантах и драгоценных камнях висел на его боку. Султан ходил из комнаты в комнату и наконец зашел в зал, названный в честь патриарха Ицхака.
Внимание султана привлекла в зале Ицхака маленькая круглая дыра в полу, около стены между залом Ицхака и Авраама. Дыра эта – самое священное место во всей усыпальнице патриархов и праматерей, ибо ведет в сами пещеры. По традиции, она была выкопана самим Адамом, первым человеком. Султан склонился к почтенному отверстию и посмотрел внутрь него и его драгоценный меч упал в пещеру. Султан позвал офицера охраны и приказал ему спустить солдата вниз и вернуть его меч. В ответ на приказ султана офицер немедленно выбрал ближайшего солдата – другой солдат обвязал веревку вокруг своего пояса и спустил солдата в пещеру.
Как только они сделали это, послышались крики из пещеры. Они быстро вытащили солдата, но он был уже мертв.
Султан приказал другому солдату спуститься вниз. Его приказ выполнили, но судьба солдата была такой же, как и его предшественника. Султан продолжил посылать солдат в пещеру, пока не стало ясно, что каждый вошедший в пещеру, живым не вернется. Тогда султан воскликнул: «Кто вернет мне мой меч?»
Арабы, переглядываясь между собой, ответили без раздумий: «Почему бы не отправить еврея? Если он умрет, никому нет дела, а если нет, то вы вернете свой бесценный меч».
Таким образом, евреям было приказано, под страхом смерти предоставить добровольца, чтобы его спустили в пещеры вернуть султанский меч. Евреи Хеврона услышали, что случилось с солдатами султана. Они молились и постились, надеясь предотвратить указ, понимая, что у них нет выбора, они смотрели друг на друга – кто осмелся бы войти в священные Пещеры Патриархов?
Тогда, пожилой Раввин общины – Авраам Азулай решил эту дилемму: «Я войду в Святые Пещеры. Не бойтесь».
После молитвы, Рабби Азулай погрузился в Микву и оделся в белые одежды, традиционно одежду мертвых.
Его спустили в Махпелу, привязав к его телу веревку. Когда его ноги достигли земли, Рабби Азулай осмотрелся и обнаружил, что рядом с ним стоит человек.
«Кто ты?» – спросил Рабби Азулай.
«Я Элиэзер, слуга Авраама Авину», – ответил мужчина.
“Как ты сюда попал?” – спросил Элиэзер. Рабби Азулай рассказал ему всю историю.
«Подожди здесь, пока я не спрошу Святых Отцов, можешь ли ты войти внутрь». Отцы согласились, а Рабби Азулай упал в обморок, увидев их. Они дали ему что-то понюхать и он вернулся в сознание.
Он сказал им: «Почему я должен уйти отсюда и вернуться наверх, я пожил, а здесь я нашел своих праотцов. Я хочу остаться здесь с вами».
Патриархи настаивали: «Ты должен вернуть меч султану, а если нет, то вся еврейская община Хеврона будет уничтожена, но не бойся, через 7 дней ты вернешься сюда, чтобы быть с нами».
Святой Рабби вернулся в зал Ицхака с мечом султана. Султан был доволен.
Увидев, что их любимый Рабби вернулся живым, евреи Хеврона объявили этот день праздником. Рабби Азулай провел следующую неделю со своими учениками, обучая их всему, что знал. День и ночь он учился с ними, давал им указания, передавал им все, что знал.
Через 7 дней после этих событий, рабби Авраам вернул свою душу Вс-вышнему.
Его похоронили на еврейском кладбище в Хевроне.
(Сайт Цадиким)