Теилим 22 или где скрыто имя царицы Эстер в Теилим

1) “Ламенацеях аль аэелет а-Шахар” –  (руководителю при появлении Утренней звезды). Утренней звездой во времена Царя Давида называлась Венера, поэтому псалом хорошо читать перед рассветом (время молитвы Ватикин), это время появления Венеры. Это время суток (предутреннее) – выбрано нашими мудрецами, как лучшее время для молитвы о прощении. Утренняя молитва – молитва того, кто в “темноте отчаяния” и жаждет “утра спасения”.
(Ор Хадаш)

“аль айэлэт ашахар” (на утренней заре) – “Чтобы распознать свет, нужна тьма” («Зоар», ч, 2)
и события Пурима яркая тому иллюстрация.
Псалом 22 начинается словами «…на утренней заре». Это сказано о поколении Мордехая и Эстер. Ночью, даже самой темной, можно найти в небесах свет звезд и луны. Когда же по-настоящему наступает тьма? На утренней заре. Все небо гаснет за считанные минуты до того, как озарится ярким светом. И Вс-вышний, отвечая ожиданию всего мира, извлекает утро из тьмы и освещает мир. 

(Талмуд, «Мегила»,12).

2) “Эли, Эли лама азавтани, рахок мишуати диврей шаагати” – (Б-г мой! Б-г мой! Зачем Ты оставил меня?).

Мидраш плиа («Чудесный мидраш») – сборник мидрашей, не поддающихся рациональному объяснению и толкованию, составленый в виде загадок, шифровок, шарад и ребусов говорит, что царица Эстер задала вопрос Небесному суду: «Почему враги Израиля были приговорены к истреблению?» (Она имела в виду сам Израиль, но в еврейской традиции считается кощунственной даже мысль о возможности уничтожения избранного народа).

На это последовал ответ: «Потому что Израиль стал мах (“мэм” – “каф” – “скудный”) и раш (“реш” – “шин” – “бедный”, “нищий”)». И Эстер сразу же начала произносить слова из 22 псалма: «Эли, Эли лама азавтани” ...

Рабби Шимшон бен Песах из Острополя дал этому отрывку из Мидраша такое объяснение: известно, что имена ангелов теофорические, то есть каждое из них содержит буквы, составляющие одно из Имен Б-га. Эти буквы придают ангелу жизненную энергию, благодаря которой он существует. И если Б-жественная энергия иссякнет в нем, он не сможет проявлять духовную активность, соответствующую его месту в йерархии ангелов. Согласно книге Зоар, один из высших ангелов Михаэль – великий покровитель Израиля – постоянно готов замолвить о нас доброе слово перед Небесным судом. Его имя в полном написании состоит из букв «мэм», «йод», «каф», «алеф», «ламед». Буквы «алеф», «ламед», «йод» образуют слово «Эли» («Мой Б-г»). «Э-ль» – одно из 7 святых Имен Творца, указывающее, согласно каббале, на Его доброту. Случается, что греховные поступки людей приводят к тому, что ангел Михаэль утрачивает энергию, сообщаемую ему буквами “алеф”, “ламед”, “йод”; от его имени остаются только буквы «мэм» и «каф». Тогда он становится «мах».  В имени «Исраэль», которым называют весь еврейский народ, есть буквы «алеф», «ламед»«йод». Но когда евреи ведут себя недостойно, Б-жественный свет, заключенный в них, меркнет, и от имени «Исраэль» остаются буквы «шин» и «реш», образующие слово «раш». И в этом смысл ответа, который Эстер получила с Небес.

Вот почему, услышав это, она сразу же начала молитву (где слово «Эли» упомянуто дважды): «Эли, Эли! Почему Ты покинул меня?» – чтобы вернуть свет, заключенный в буквах «алеф», «ламед», «йод» и ангелу Михаэлю, и Израилю.

(Журнал “Лехаим” Нохум-Зеэв Рапопорт)

21) Ацила мэхэрэв нафши, мияд кэлэв йехдати” – (Избавь от меча мою душу – от псов, мою единственную) –  первые буквы первых трех слов составляют имя того, кто стал причиной страдания еврейского народа – имя Амана – АМН.

(“Шират Двора”)

25) –“Ки ло ваза вело шикац энут ани вело истир панав мимэну, увшавео элав шамэа” – (Ибо не презрел Он, не отринул скорбь страждущего, не скрылся от него, но услышал, когда тот к Нему воззвал) – в этом стихе и Имя самой  Царицы Эстер.

Слово  הסתיר – имеет тот же корень, что и имя Эстер –  אסתר, но вместо первой буквы “алеф” א (означающей Алуф” – то есть силы, нисходящие от Б-га к еврею), стоят буквы  הי – составляющие слово Хай” (живой), силы, оживляющие еврея.

Намек на Эстер, получившую силы от Б-га и сохранившую свой народ живым.

(Хидуш сайта “Сила Теилим”)

4) –  “Йошев теилот Исраэль” – (Ты пребываешь в славословиях Израиля). За каждое прославление, которое народ Израиля возносит Творцу, Он увеличивает Свое присутствие в нашем мире. 

(Шохер Тов)

17) – ” Ки севавуни келавим, адат мереим икифуни каари…” – (Как псы окружили меня, как льву связали руки и ноги) –
Аризаль (зц”л) утверждает, что душа клеветников вселится в собак. (Эрец Хаим)

Есть 2 типа врагов – одни как псы – злословят, когда враг далеко и умолкают – когда приближается. Другие как львы, – тихо сидят в засаде и об их враждебных н“Как льву связали руки и ноги” – лев своим хвостом чертит круг в лесу и никакое животное не переступает эту черту – из страха никто не шевельнет ни рукой, ни ногой и льва всегда ждет добыча внутри круга – так и мы в изгнании – будто бы  в замкнутом круге, из которого выйти не можем, не попадая в когти хищников. Если вырвемся из под власти ишмаэлим, окажемся во власти необрезанных. И потому мы цепенеем от страха перед ними – не вправе использовать ноги для бегства – а руки для битвы. Таким образом, мы как бы связаны по рукам и ногам. (Радак)

21) – “Ацила мехерев нафши, мияд – кэлев ехидати” – (Спаси от меча душу мою, от псов – мою единственную).
Пес, Лев, Бык – приведенные в этом псалме – названия царей трех народов, среди которых мы пребываем в изгнании и каждый назван в соответствии с его достоинством. “Мою единственную” – это Душу, единственная в своем материальном вместилище, не имеющая себе подобного,т.к. душа животная относится к телесному. (Радак)

23) –  “Асапера Шимха леэхай” – (Я расскажу о величии Имени Твоего братьям) –
отсюда и до конца 22-го псалма рассказ о том, каким будет мир после прихода Машиаха.

4) – “Веата Кадош, йошэв теилот Исраэль” – (А Ты, Святой, сидишь (на) восхвалениях Израиля). Однажды Бааль Шем Тову рассказали о необыкновенном мудром еврее, который оставил “этот мир” и уже 50 лет учит Тору, не покидая своей комнаты, постясь 4-5 дней в неделю. Бешт пришел к нему и задал 2 вопроса: о здоровье и заработке. Еврей, не тратя слов, указал ему на дверь.
Тогда Бешт спросил: “Ради чего ты отбираешь у Вс-вышнего парнасу (заработок)?”  Еврей удивился.
Бешт продолжил: “Мы живем на тот заработок, который Вс-вышний – Источник благословения – дает нам, но кто дает заработок Творцу?” На это дает ответ псалом Давида: “А,Ты, Вс-вышний,Ты, Святой, на какой парнасе Ты сидишь? – на восхваленях Израиля“. Оттого, что евреи благословляют и восхваляют Вс-вышнего за здоровье и парнасу, Которые Он им дает, от этого идет Ему заработок.

1) – “Ла-менацеах аль аэлет hа -шахар” – (Руководителю хора. На лани утренней зари )... Слово “ла-менацеах” рассматривается как 2 темы букв ל-מ, гематрия которых = 70 (ל 30 и מ= 40) и “нецах” (вечность), что есть символ Шехины (ל-מ и нецах – ла-ме нацеах) – это 70 голосов, взывающих к аелет а-шахар” (лани утренней зари) – страдающих ее детей. Так как над ними сгущается тьма – подобно тому, как когда начинаются роды – начинает кричать роженица. “Ночь” сравнивается с Галутом, а “утро” – с Геулой. И кричит “аелет hа-шахар” – в ожидании Геулы, которая будет длиться 70 лет. И прежде, чем свершится Геула – ужесточится Галут и будет самое страшное время из всех времен изгнания. Как сказано о галуте египетском и первой Геуле: “Тяжелее работу взвалите на этих людей, чтобы выполняя ее не разносили лживых речей” – и это как раз ускоряет Геулу, как сказано: “игра де – кала духка” (плата за давку) – это когда множество людей собираются в Йерусалиме в Субботу и по праздникам, и слушают мудрецов Торы, и даже если не понимают – им воздадут только за то, что терпели давку; и сгущение тьмы, которая всегда наступает перед рассветом. И эти 70 лет называются “Хевлей Машиах” (родовые муки Машиаха).

(Виленский Гаон на Тикуней Зоар, 36)

30) – “Склонятся перед Ним: все сходящие в прах”
Сказано в “Шмот” 33:20: “Человек не может увидеть Меня и остаться в живых”. При жизни не может – не видят, но в час смерти видят.
(Ялкут Шимони)
И праведные и порочные видят Лицо Царя в час кончины. Порочным в час смерти, когда они ощущают присутствие Б-га, говорят: “Придите и посмотрите на Лицо Царя, против которого вы восставали и который с вас взыщет.” Но праведным говорят: “Придите и посмотрите на Лик Царя, которому вы служили и, который, даст вам награду.”
(Шохер тов)

(с благодарностю за фото Циппоре Друбецкий)

This article was published on: 01/03/17 11:46 ДП

Добавить комментарий