Не проклинай – еврейские запреты наших бабушек

Самые большие воспоминания детства – это бесконечные любимые игры во дворе с такими же бесконечными обидами на сверстников, и как после каждой обиды, бежали к бабушкам за поддержкой, а в ответ слышали неизменное: «никогда не жалуйся и ни с кем не ругайся». А наставления: «никогда никого не проклинай», звучавшие в большом еврейском дворе – осознавать начали намного позже, уже распрощавшись с детством.

По преданию, однажды в детстве Баба Сали стал свидетелем драки сверстников. «Зачинщик всего этого меня так разозлил, что я чуть его не проклял!» – поделился Исраэль своими впечатлениями с отцом и получил от него величайший урок, определивший всю его последующую жизнь: «Сынок! Тебе предначертано великое будущее: все, что сойдет с твоих уст, воплотится. Так старайся же всю жизнь лишь благословлять и разговаривать с людьми по-хорошему, но никогда не проклинай!»

В парашат «Балак» рассказывается о том, как царь моавитян нанял злодея Билъама, чтобы тот проклял евреев.

Билам собирался проклясть народ, который его не слышал.

В самой Торе содержится запрет на «проклятия в адрес глухого», в адрес того, кто тебя не слышит.

Сказано (Ваикра 19:14): «Не проклинай глухого». Даже глухого.

Отсюда следует, что тем более запрещено проклинать того, кто тебя слышит. Вот несколько положений этого закона.

Запрещается угрожать человеку, пользуясь формой проклятия, а тем более, используя имя Вс-вышнего (на любом языке).

Нельзя говорить, например:

«Б-г тебя накажет!»

Нельзя говорить подобные проклятия даже без имени Вс-вышнего, например:

«Чтоб тебе ни дна, ни покрышки!»; «Чтобы тебе пусто было»;

И даже самому себе – например:

«Я говорю правду, чтоб мне сгореть!», «Чтоб не сойти с этого места»;

Самый тяжкий грех — проклинать еврейских мудрецов и учителей.

Запрещено проклинать мертвого, даже если нам кажется, что при жизни он был далеко не праведник.

Важно!

У проклятия, как и у благословения, есть своя сила.

У разных людей этот уровень различен.

Но нет ни одного слова, вышедшего из уст человека, которое осталось бы совсем без последствий.

Тора настоятельно советует нам следить за своим языком. Нельзя произносить ничего, что может иметь отрицательные последствия. Как мы уже отметили про Билама, лучше благословлять, чем проклинать. Вместо того чтобы проклясть нехорошего, как вам кажется, человека, благословите тех, кто от него страдает!                                                              

(Рав Реувен Пятигорский)

Говорит Гмара (Назир 23:2):
Сказал рав Йеуда, сказал Рав: «Пусть человек всегда занимается Торой и заповедями, даже [если] не во имя их, но постепенно станет делать это ради них. Ведь в награду за те 42 жертвы, которые принёс Балак, из него вышла Рут».

И сказал раби Йоси бар Ханина: «Рут была дочерью сына царя Моава, Эглона».

Получается, что Балак принёс жертвы для полного искоренения еврейского народа, а Творец вознаградил его тем, что из него вышла Рут, через которую раскроется еврейское царство?!

Находим в другом месте (Сота 47а):
«И поднялся он (пророк Элиша) оттуда в Бэйт-Эль. И когда поднимался он по дороге, отроки малые вышли из города и насмехались над ним, и говорили ему: «Поднимись, лысый! Поднимись, лысый!»

И обернулся он, и увидел их, и проклял их именем Г-сподним. И вышли из лесу две медведицы, и растерзали из них сорок два мальчика».

(Малахим 2 2:23-25)

Сказал раби Ханина:
– Из-за 42-х жертв, которые принёс Балак, царь Моава, были уничтожены 42 ребёнка из еврейского народа.
– Да? А ведь сказал Рав: «В награду за те 42 жертвы, которые принёс Балак, из него вышла Рут?»
– Его желанием, однако, было проклясть.

Именно здесь мы находим единственное место в письменной Торе о том, что проклятие все-таки поразило наш народ.

Но как могло такое быть, если еще Аврааму было обещано (Берешит 12:3): «И благословлю Я благословляющих тебя, а проклинающего тебя – прокляну»?

Т.е. нет возможности, чтобы проклятие легло на наш народ! (Из пасука видно, что Авраам связан с брахой, а не с проклятием.)
И если всё же случилось, что проклятие поразило кого-то из евреев, то это – последствия поступка Билама и Балака (тех 42-х жертв, которые были принесены, чтобы проклясть еврейский народ).

В результате появилась новая реальность, которая легла на народ, позволив сбыться проклятию.
Получается, что принесение 42 жертв привело к двум противоположным последствиям:

с одной стороны, Балак получил за это награду (из него вышла Рут);

А с другой, из-за его намерения проклясть евреев, наш народ все-же пострадал (хотя проклятие и не реализовалось в полной мере).

(Гаон Моше Шапиро)

This article was published on: 01/01/19 7:29 ПП

Добавить комментарий