Антология Цдаки – как и когда давать цдаку

Источники о том, как давать Цдаку – в Торе:

– «Открой бедняку руку свою» (Двраим 15:8);

– «Чтоб жил брат твой с тобой» (Ваикра 25:36);

– «Ибо я избрал Авраама для того, чтобы заповедовал сыновьям своим давать цдаку (добро и правосудие)» (Берешит 18:19);

– «Цдака и правосудие более угодны Б-гу, чем жертвоприношения» (Мишлей 21:3);

– «Цион искупится правосудием, а возвращающиеся в него – цдакой» (Йшайяу 1:27);

– «Если не откроешь дверь бедняку (ради мицвы) – откроешь ее врачу» (Хазаль);

Награда за Цдаку

–  «Раздели с голодным хлеб твой и…тогда воззовешь – Г-сподь ответит».

«Грех не стирает эту заслугу, как стирает заслуги других заповедей. И она дает жизнь».

(Хида, «Биркей Йосеф, законы Цдаки 247)

«Заповедь Цдаки озаряет человека всю неделю, а остальные заповеди – не более 1 дня».

(Хида, «Биркей Йосеф» законы Цдаки)

Колесо

«Каждый человек должен постоянно молиться о милости, чтобы не прийти к бедности, ведь если он сам не может обеднеть, то могут его сын, а если не сын – то внуки – как сказано:

«Ки биглаль hадавар hазэ йеварехеха Ад-най Элоhеха” – (ибо за это благословит тебя Б-г Всесильный твой), где фраза: «Ки биглаль hадавар hазэ» – это колесо которое вращается в мире.

(Трактат Шабат, 151)

На иврите слова «биглаль» (за это) и «галгаль» (колесо) – имеют один корень.

(Раби Элаза Акапар – один из авторов Мишны);

Как давать и когда

– Давать в соответствии с нуждами, в таком обьеме, чтобы не обнищал;

– Снабжают цдакой и бедняков народа мира, для поддержания мира;

– Человек, заработавший деньги или получивший в подарок должен отдать 10% от них (наилучший способ выполнения заповеди – 20%);

«Асер таасер» – (отделяй десятину) от всех плодов посева твоего) (Дварим 14:22).

Мудрецы объяснили в Талмуде: «Асер таасер бишвиль шетитъашер» – отделяй десятину, чтобы разбогател. (Шабат 119)

Цдака, которую дает богач бедняку – не от себя он дает, ибо он дает средства, оставленные ему Создателем под залог, поэтому слово «Цдака» происходит от слова «Цедек» (справедливость).

Испытание Б-га

Учат Хазаль, что нельзя испытывать Б-га, кроме как в этой мицве:

«Принесите все ваши десятины в хранилище – и будет пища в Храме Моем и испытайте Меня этим… – не распахну ли Я вам окна небесные и не выплесну ли Я вам благословение сверх всякой меры?» 

И что значит «сверх всякой меры»?

Сказал Рами бар Хама: «Это когда губы устанут говорить слово «хватит». (Таанит, 9)

Приоритеты в давание Цдаки:

 Учащимся Йешив, беднякам города, мицва гостеприимства, посещение больных, ахнасат кала, выкуп пленных…

– Нуждающиеся родители;

– Дети от 6 лет и старше (образование);

– Нуждающиеся братья и сестра;

– Остальные нуждающиеся родственники;

Нуждающиеся соседи;

– Нуждающиеся жители города;

Нуждающиеся жители Земли Израиля;

Как давать?

– Давать Цдаку щедро и во Имя Небес, как сказано: «Весь Тук (лучшие части жертвенного животного) – Г-споду».       (Ваикра 3:16)

 – Давать правой рукой (Шулхан Арух, Орах Хаим 206)

– Давать приветливо: «И не будет досадно тебе, когда даешь ему, ибо за это благословит тебя Б-г Всесильный твой». (Дварим 15:10

– Не отпускать бедняка с пустыми руками;

– Женщина тоже должна давать цдаку, но не берут у замужней большое подаяние без ведома ее мужа. (Шулхан Арух, Йоре деа 248)

 – Поддержать того, кто начал разоряться;

 – Не гордиться сделанным пожертвованием;

 – Давать Мудрецу в соответствии с его почетом: «Тот, кто помогает мудрецу – удостаивается сидеть в Небесной Йешиве» (Псахим 53);

 Когда давать Цдаку:

– Перед молитвой;

Аризаль (зц’’л) давал цдаку стоя перед словами: «Вайварех Давид эт» – в Песукей де Зимра в Шахарит и в Минху: 2 монеты сразу и потом еще одну.

(Бен Иш Хай Ваякэль 6);

  Перед чтением Теилим;

–  В Маарив не дают цдаку, ибо это время судов и не подходит для благотворительности;  (Биркей Йосеф от имени гурей а-Ари, Орах Хаим 235) (но когда видят бедняков – дают);

– Перед поездкой: «Цдака перед Ним пойдет и направит Он ее по пути стоп Своих». (Теилим 85:14)

Можно сказать: «Когда я доберусь до такого-то места, я (бли недер) передам такую-то сумму в цдаку Ле Илуй Нишмат Раби Меир Бааль аНес»;

(Каф а-Хаим 110, Элия Раба 110)

 Дать человеку, собирающемуся в дорогу монету, чтобы он передал ее беднякам того места, куда он едет – тогда он будет посланником заповеди и будет сбережен.

 – Перед зажиганием Шабатних и праздничных свечей;

 

Цдака в праздники

– В каждый Рош Ходеш;

 – Перед Песахом – “Кимха деписха” (пшеницу для мацы) – в наши дни заменяют на цдаку;

 – Перед Лаг ба Омер дают цдаку – эквивалентную 18, равную дню Илула Рашби (18 Ияра) и слову «хай»;

– В Эрев Шавуот (по Раби Хаиму Паладжи) – отдают цдаку для Йешив в сумме, равной 104 (сначала 91, затем добавить 13) – сгула на рождение сыновей (104 – это удвоенное 52);

– С Рош а-Шана до Йом Кипур;

Сказано в Нехемья (8:10): «Ешьте жирное (сытное) и пейте сладкое, и пошлите подарки тем, у кого не приготовленно» (дают больше, чем обычно);

– В 10 дней раскаяния, включая Канун Йом Кипур;

– Перед Суккот – обычай, основанный на Кабале («Матэ Эфраим» 725);

– В Ошана Раба – идея – смягчение суровых приговоров (дают больше обычного); После чтения псалмов в Ошана Раба.

Первое слово в первом псалме – «ашрей» (счастливы), что намекает на Сфиру Кетер – корону, непосредственно связанную с Давидом а-Мелехом (Царем). В 7-й, последний день, в Сукку приходит Ушпизин – Давид а-Мелех, поэтому все это связанно с идей искупления и освобождения;

– Перед Ханукой – “дмей Ханука” (ханукальные деньги) – эта цдака способствует исправлению души, дающего цдаку, особенно если он дает изучающим Тору;

 

Цдака Ле Илуй Нишмат

Ле Илуй Нишмат – помогает душам ушедших: «Прости народу Твоему Израилю, который искупил Ты» – «прости народу Твоему Израилю» – это о живых, «который искупил Ты» – это об ушедших в лучший мир. (Дварим 21:8; Каф аХаим 282);

– Дают цдаку весь год траура, и в годовщину;

– Если произошло чудо;

 – Ле Хвод Раби Меир Бааль а-Нес (и зажечь свечу цадика);

 – Перед тем, как идти к врачу, чтобы привлечь Браху Вс-вышнего; (Торат Менахем 5747)

 – По понедельникам и четвергам – в дни выноса Торы – когда здесь на земле (соответственно, и там в Высших мирах) происходят заседания Судов Торы, то обязательно в Высшем Суде будет принято решение добавить успеха в жизни дающего. (Торат Менахем 7);

– В дни «Бейн а-Мецарим» (между теснин) – полутраурные дни от 17 Тамуза до 9 Ава – так как Храм был празрушен из-за Синат Хинам (беспричинная ненависть), исправление через Аават Хинам (беспричинная любовь). И несколько раз в течение самого поста – 9 Ава;

– В месяц Элул – идея Цдаки в Элул – зашифрована в самой аббревиатуре месяца Элул: «Иш Лерееу уматанот леэвьоним» – (человек – ближнему своему и подарки бедным). Это стих из «Мегилат Эстер». Отсюда учим, что цдака в этом месяце должна быть ценная как подарок, весомая.

– В дни постов;

1 Адара – 1 Адара провозглашали о шекелях, поэтому это благоприятный день для благотворительности, которая является основной идеей храмового сбора по пол шекеля; (Беседа Ребе в Рош Ходеш Адар)

 – Беременным женщинам – добавить перед зажиганием Шабатних свечей в копилку Раби Меир Бааль а-Нес по 18 монет;

Муж также должен отделять небольшую сумму ежедневно до родов. (Игрот Кодеш 6)

– В день рождения – добавляют к обычным пожертвованиям перед молитвами;

– В день свадьбы. Цдака – это «чаша спасения» – поэтому хорошо в день радости дать цдаку утром перед свадьбой и перед Хупой – для успеха будущей совместной жизни;

(По книге «Милосердие» Рава Мишаэля А.)

 

 

 

 

 

 

 

 

This article was published on: 01/07/18 1:34 ПП

Добавить комментарий